Блог обо всем на свете

Ищите и обрящете

Previous Entry Share Next Entry
Как гений советского авиапрома создавал надувной резиновый планер
voogg


Пока загнивающий запад создавал надувную резиновую женщину, советский конструктор П.И. Гроховский создавал надувной резиновый планер. Работать над надувными планерами П.И. Гроховский начал в своём институте в 1934 году. По замыслам резиновые планеры были незаменимы для альпинистов – «горных десантников», а кроме того позволяли десантному планеру стать многоразовым. После приземления их можно было собрать, скрутить, сунуть в мешок и вернуть на базу небольшим самолётом.

Опыты по постройке мягкого летательного аппарата в Институте начали с проверки жизнеспособности «резинового крыла». Крыло по чертежам Института изготовили на ленинградском «Красном треугольнике». Испытывать его вызвался комсомолец планерист Ваня Петушков. Закрепив ремнями крылья, Петушков встал в открытый кузов. Грузовик поехал. Из-под ног у хлопца ушел кузов, и Петушков оказался в воздухе. Пролетев совсем немного, он мягонько ткнулся в землю ногами. Несколько коротких подлетов Петушков сделал с грузовичка. Потом применили привязь. Планерист после отрыва от платформы кузова летел на буксире за автомобилем. Такой полет мог длиться несколько минут, до тех пор, пока автомобиль не уменьшал скорость. Сначала получалось не очень, но в конце концов, Петушков начал летать устойчиво и довольно продолжительное время. При одном из полетов планер упал на крыло. Оно мягко самортизировало. Планерист даже не ушибся.
- Безопасность на все сто! - засмеялся П.И. Гроховский. - И чинить не надо. Будем строить резиновый планер. Пожалуй, на нем можно будет летать без парашюта.

Пневматический планер изготовило другое ленинградское предприятие – завод «Промтехника». По прямой летал он вполне прилично. И на буксире за самолетами «Авро» и У-2. И в планирующем полете. На нем поднимался в воздух Василий Степанченок. И сам Гроховский. И другие пилоты. В Красногорском киноархиве сохранилась киноплёнка, зафиксировавшая, как планерист надувает насосом резиновый планер, садится в него и планер взлетает за самолетом-буксировщиком…

Но вот с разворотами дело не очень ладилось. Под действием боковых сил планер изгибался –отклоненные рули выкручивали тело планера. Рули действовали как бы сами по себе, фюзеляж эластично гасил все их усилия. Стало ясно, что конструкция фюзеляжа должна быть комбинированной, дабы обеспечить необходимую жёсткость.

Продемонстрировав планер членам правительства на параде в Тушино, П.И. Гроховский подарил «дутик» МАИ, надеясь, что работа над надувными летательными аппаратами заинтересует молодых инженеров. Попав на склад МАИ, планер так там и лежал, пока не пришел в негодность. У преподавательского состава Авиаинститута резиновый летательный аппарат воодушевления не вызвал.

Зато в Экспериментальном институте работы по этой теме продолжались. В Ленинграде под руководством Ивана Васильевича Титова был изготовлен пневматический планер-амфибия «Имени Х съезда ВЛКСМ»: одноместный моноплан с высокорасположенным крылом; фюзеляж с законцовкой-раструбом, на котором крепилось хвостовое оперение и костыль; в кабине пилота - деревянные рычаги управления. Сидел пилот на мягкой подушке. В этом варианте пневматического планера были использованы уже и дерево, и металл. Конструкторы смогли добиться портативности и легкости аппарата. Вес его составлял всего 77 килограммов. Планер умещался в сумку размером метр на метр и глубиной 50 сантиметров. К полету мог быть готов через 20 минут при использовании ножного воздушного меха.

Первый полет на новом «дутике» П.И. Гроховский не доверил никому. В один из вечеров жители Ленинграда, гуляющие по набережной Невы, увидели, что за глиссером, отруливающим на малых оборотах от причала, тянется планер с опущенными в воду концами крыльев. Взревел мотор глиссера. Сцепка устремилась вперед. Крылья планера стали подниматься. Как только глиссер вышел на редан, «дутик» оторвался от воды и на малой высоте пошел над водой. Сведенные мосты через Неву не дали полетать долго. Но Гроховский остался доволен: «Кажется, мы сделали то, что хотели!»

Дальнейшие заводские испытания проводил испытатель Георгий Шмидт. Гидропланер буксировал самолет У-2. На высоте 60-100 метров Шмидт отцеплялся. Пролетев по прямой километр или более, садился на землю или воду. Все было вполне нормально. Можно было думать о создании надувного самолёта.

Мягкий складной самолёт-разведчик для подводных лодок получил индекс ПГ-69 (Пневматический Гроховского, объёкт с порядковым номером 69) и был включён в план работ Опытного завода №47 на 1936 год.

Рабочий проект предусматривал постройку экспериментального надувного самолёта весом 290 кГ, вмещающегося в подводной лодке в ангар длиной 4 метра и диаметром 1,5 метра. Моноплан – летающая лодка. Расчётная дальность его полёта составляла 250-300 км, скорость 100 км/ч. Экипаж – 1 человек. Мотор – чешский, «Прага», мощностью 40 л.с. Крыло и хвостовая часть фюзеляжа – прорезиненная многослойная перкаль. Передняя часть фюзеляжа и кабина пилота - дерево. Мотоустановка, подкосы крыла и система управления – металл. Складное и съёмное оперение, съёмная мотоустановка, свёртывающиеся крыло и фюзеляж. Запас плавучести – 86,0%. Потолок: без подкачки воздуха в полёте – 500 метров, с подкачкой в полёте -2000 метров.

Документация «Опытного завода №47 Экспериментального института по работам РККА» зафиксировала: к маю 1936 года производство ПГ-69 было выполнено на 20%, а техническая готовность составляла 35%.. В плановом задании стоит дата окончания строительства экспериментального экземпляра ПГ-69 – июнь 1936 года…

Судя по сохранившейся документации завода и переписке с командованием КБФ, сомнений о завершении работ в установленный срок ни у кого не было. Надо думать, что так и произошло. Но что было дальше с уникальным надувным самолётом – неизвестно. В годы блокады вся последующая документация завода за 1936-1937 годы сгорела. Архивы ленинградских предприятий хранились тогда в корпусах Гостиного двора и пожар, возникший при артобстреле, уничтожил огромное число уникальных документов.

Возможно, судьбу пневматического гидросамолёта-разведчика ПГ-69 удастся когда-нибудь восстановить на основании секретных документов архивов ВМФ. Пока же самолёт этот остаётся для нас очередной загадкой Сталинского авиапрома.

promo voogg march 13, 2016 14:59 3
Buy for 100 tokens
Продам жетоны ЖЖЖ за WMR. По 50, комиссия моя.

  • 1
Це гарна штука нах не нужна СССР, не знал, что ль? Им нужны Гастеллы и прочая трупозакидальня.

интересное инженерное решение

Интересно! Узнать бы судьбу этого изобретения! )

вот это ничего себе! что только не придумают

Edited at 2017-05-23 07:47 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account